Описание хода проекта по разработке ТЭО



Виктория Макарычева - Руководитель практики бизнес-консалтинга TerraLink

Виктория Макарычева
Руководитель практики бизнес-консалтинга TerraLink


Задайте вопрос эксперту







Проект по разработке ТЭО состоит из нескольких шагов:

Шаг 0 «Подготовка проекта»

На данном шаге выполняются работы, связанные с подготовкой старта проекта по разработке ТЭО в Компании.
Состав работ шага:

  • Подготовка детального плана-графика проекта;
  • Подготовка Устава проекта;
  • Подготовка и проведение стартовой презентации с ключевыми участниками проекта со стороны Заказчика.

Результаты работ шага:

  • Детальный план-график проекта;
  • Устав проекта.

Шаг 1 «Обследование»

Для анализа текущей ситуации и выявления проблем необходимо провести обследование бизнес-процессов, планируемых к автоматизации.
Состав работ шага:

  • Изучение корпоративных и регламентных документов анализируемых бизнес-процессов;
  • Проведение серии интервью с выделенными экспертами от бизнеса;
  • Проведение фокус-групп по сбору и согласованию бизнес-требований;
  • Описание бизнес-процессов «As Is»;
  • Моделирование вариантов бизнес-процессов «To Be» до уровня подразделений и работников;
  • Проведение сессии по моделированию процессов «To Be» по согласованию оптимального варианта.

Результаты работ шага:

  • Протоколы интервью;
  • Отчет об обследовании с описанием бизнес-процессов «As Is» и «To Be».

Методологический подход к проведению обследования

В рамках обследования применяется комбинированный подход к проведению анализа текущей ситуации и изучения бизнес-процессов.

Методология проведения комбинированного обследования и внедрения информационных технологий
Рисунок 1. Методология проведения комбинированного обследования и внедрения информационных технологий

Методология комбинированного подхода включает перечень ключевых объектов деятельности Компании и связей между ними. С учетом использования внешней экспертизы и применения лучших практик происходит оптимизация и совершенствование деятельности организации.
Инструменты сбора информации:

  • Изучение корпоративной документации (положений, регламентов, приказов, писем, отчетов об обследованиях и т.д.);
  • Проведение серии интервью с владельцами бизнес-процессов и ключевыми пользователями бизнес-процессов;
  • Проведение фокус-групп по сбору и согласованию бизнес-требований.

Шаг 2 «Разработка ТЭО»

Состав работ шага:

  • Описание текущей проблематики;
  • Обзор и анализ рынка альтернативных вариантов автоматизации;
  • Технико-технологический анализ инфраструктуры программного и аппаратного обеспечения;
  • Разработка ключевых показателей эффективности;
  • Расчет финансово-экономических показателей.

Результаты работ шага:

  • Технико-экономическое обоснование;
  • Презентация для руководства.

Типовая структура ТЭО11 на создание и развитие информационных систем представляет собой следующие разделы:

  • Резюме проекта. Данный раздел содержит краткую характеристику инвестиционного проекта с указанием существующих политических, социально-экономических и других условий проекта. Также в резюме указываются показатели результативности проекта, результаты технических и экономических оценок.
  • Раздел анализа рынка альтернативных вариантов автоматизации. Данный раздел должен отражать оценку существующего и перспективного спроса на предполагаемые проектом услуги: анализ социально-экономической необходимости проекта; анализ объемов услуг, которые предоставляются с учетом текущей ситуации Заказчика; сравнительный анализ существующих, аналогичных или альтернативных объектов на предмет их преимуществ и недостатков перед проектом; анализ консалтинговых услуг; анализ цен на товары, работы и услуги, закупаемые для реализации проекта и т.д.
  • Технико-технологический раздел. Технико-технологический раздел должен отражать различные технологические решения реализации проекта, с описанием структуры проекта, технических решений по проекту, определяющих параметры, компоненты проекта, а также их стоимость.
  • Институциональный раздел. Данный раздел содержит институциональную схему проекта, в том числе: информацию обо всех участниках проекта, как в инвестиционном, так и в постинвестиционном периоде, распределении между ними функций и ответственности.
  • Финансово-экономический раздел. Финансово-экономический раздел должен содержать финансово-экономическую модель с оценкой финансирования проекта за счет собственных и заемных средств.
  • Раздел анализа рисков. Данный раздел должен содержать информацию об использованных методах идентификации и оценки рисков, перечень идентифицированных рисков (коммерческих, технико-технологических, экологических, институциональных, финансовых, социальных и иных), возможных к наступлению в инвестиционном и постинвестиционном периодах проекта, а также предполагаемых мер по снижению рисков.
  • Общие выводы. Данный раздел содержит обоснование выбора наиболее оптимального варианта реализации проекта по созданию или развитию информационной системы, основные недостатки и достоинства выбранного варианта реализации проекта по созданию или развитию информационной системы, основные технико-экономические параметры (показатели) по выбранному варианту, общую стоимость проекта, с разбивкой финансирования по годам и компонентам.

Шаг 3 «Разработка функционально-технических требований для объявления конкурса на внедрение/модернизацию системы»
Состав работ шага:

  • Разработка требований к функционалу системы;
  • Разработка требований к программно-аппаратной платформе;
  • Разработка требований к интеграции с информационными системами Заказчика;
  • Разработка требований к объему проекта с детализацией на этапы внедрения.

Результаты работ шага:

  • Функционально-технические требования для объявления конкурса на внедрение/модернизацию системы.

Типовая структура функционально-технических требований на внедрение2 состоит из следующих разделов:

  • Общие сведения;
  • Назначение и цели создания;
  • Характеристики объекта автоматизации;
  • Требования к системе и работам по ее построению;
  • Требования к функциям системы;
  • Порядок контроля и приемки системы;
  • Требования к документированию.

Выгоды для компании
При разработке ТЭО заказчик получает:

  • Обоснование необходимости реализации проекта;
  • Понимание о границах и объемах проекта;
  • Оценку рисков проекта;
  • Оценку возврата инвестиций в проект.

Если рассматривать выгоды для компании в разрезе заинтересованных лиц, то можно выделить три основных направления:

  • Для владельца, собственника бизнеса – объективная оценка необходимости реализации проекта, соответствие стратегии развития компании, анализ эффективности вкладываемых средств.
  • Для руководителя, генерального директора – обоснование принятого решения о реализации проекта, сформулированные цели и задачи проекта, а также сроки, затраты и ожидаемые результаты проекта.
  • Для функционального заказчика, владельца бизнес-процесса – понимание масштабов, границ и рисков проекта, а также функциональных и технических ограничений.

1 - Типовая структура ТЭО является примером и может быть изменена/дополнена в соответствии с потребностями Заказчика.

2 - Типовая структура функционально-технических требований на внедрение является примером и может быть изменена/дополнена в соответствии с потребностями Заказчика.